Почему ребенок не ходит? Как научить ребёнка ходить: основные упражнения, полезные рекомендации и советы по безопасности.

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родителям, всем без исключения, свойственно гордиться достижениями своих детей. Вылез первый зуб, ребенок сам сел, пополз, самостоятельно дотянулся до игрушки, сделал первый шаг - все это поводы для невероятной гордости.

    Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развивается медленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.


    О нормах и отклонениях от них

    В педиатрии существуют определенные нормы физического развития ребенка. Обычно среднестатистический малыш начинает стоять с поддержкой в 7-9 месяцев. Без поддержки он начинает обходиться (или даже делает первые шаги) к 10-12 месяцам. Если ребенок не ходит в 1 год и 2 месяца, это вовсе не обязательно признак серьезного заболевания. Такого малыша не нужно сразу лечить.

    Если педиатр обоснованно считает ребенка здоровым, то совершенно не имеет значения, когда малыш начинает ходить - в 6, 8 месяцев, в 10 или в 18. В пресловутой статистике, конечно, сроки начала прямохождения тоже обговорены - от 10 до 15 месяцев. Однако на практике они могут сильно отличаться от этих значений, поскольку все дети очень индивидуальны. Комаровский советует не сравнивать своего ребенка с другими детьми и со среднестатистическими нормами. Дело это неблагодарное, оно приводит к развитию неврозов и у ребенка, и у его родителей.


    Почему ребенок не ходит?

    На возможность развития ходьбы влияет огромное количество факторов:

    • вес и комплекция малыша;
    • готовность мышц и позвоночника;
    • состояние его здоровья (нет ли хронических и острых заболеваний);
    • темперамент ребенка, особенности характера;
    • наследственность;
    • желание ребенка ходить.


    Комаровский считает ключевым фактором именно желание малыша перемещаться вертикально. Природа все устроила таким образом, что желание ходить появляется именно тогда, когда для его реализации есть оптимальные физические возможности.

    Если ребенок успешно прошел все предыдущие стадии (перевороты, сидение, ползание), он вполне готов стоять и ходить. Однако торопить его не нужно. Дети, которых родители насильно заставляли принимать вертикальное положение, подвергаются большому риску. Нагрузка на позвоночник (особенно в том случае, если малыш пухлый и весит больше нормы) может стать причиной возникновения дальнейших проблем с этим самым позвоночником.


    Если малыш соматически здоров, а педиатр, который его наблюдает, заявляет об отсутствии у ребенка заболеваний, то Комаровский советует до года специально не обучать ребенка хождению. Ничего страшного, по мнению Евгения Олеговича, не случится, если карапуз пару-тройку лишних месяцев проведет в горизонтальном положении.

    О ходунках

    Многие родители полагают, что решить проблему «нехождения» помогут ходунки . Они покупают это (не самое дешевое) устройство и успокаиваются - все, что от них зависело, сделано. Доктор Евгений Комаровский говорит, что основная польза от ходунков - это польза для родителей. Ходунки - прекрасный способ занять ребенка и освободить свои собственные руки. Пока ребенок в ходунках, мама может быть спокойна - чадо никуда не упадет, не ударится об острый угол, не покалечится. Если идет речь о небольшом времени, которое требуется маме, чтобы приготовить ужин или принять душ, то в ходунках ничего страшного нет.


    Страшное начинается тогда, когда родители с помощью этих самых ходунков усиленно стараются научить ребенка ходить и держат кроху в этом устройстве все время, пока он не спит.

    Чем раньше мама и папа начинают использовать ходунки, тем сильнее и опаснее вертикальная нагрузка на позвоночник ребенка.

    Перед стоянием малыш должен пройти этап ползания, так как в процессе перемещения по-пластунски, на четвереньках, на кулачках, даже задом наперед у ребенка тренируются и крепнут мышцы спины, ног и рук, что потом позволяет ему начать ходить с минимальной нагрузкой на позвоночник.

    Ходунки могут являться причиной приобретенной кривизны ног. Дело в том, что ребенок в ходунках отталкивается от поверхности внешней стороной стопы. Если такой способ перемещения практикуется часто, формируется неправильное хождение. Кривые ноги для мальчика, может, и не такая уж большая проблема, но девочку это никак не красит.

    Не секрет, что ходунки - это распространенный подарок семье с маленьким ребенком. Учитывая все вышесказанное, доктор Комаровский рекомендует дарителям заменить ходунки на манеж. Это приспособление поможет ребенку хорошо провести время, не свалиться и не покалечиться, не залезть куда-нибудь, а маме подарит драгоценное свободное время для приготовления пищи, глажки и приведения себя в порядок.

    Подробнее смотрите в небольшом видео доктора Комаровского.

    Как научить ходить?

    Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его ползать и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.

    Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку - но не научиться ходить, а преодолеть страх.


    Правильно учить ребенка ходить - учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:

    • Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
    • Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
    • Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
    • Ребенок уже ходит, но делает это по-своему - ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.

    Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется - это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.

    Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят ). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).

    Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.


    Хождение босиком

    Часто родители спрашивают, можно ли ребенку ходить босиком. Многие это делают под давлением представителей старшего поколения - бабушки и дедушки приходят в ужас, когда видят, как карапуз делает первые шаги босыми пятками по голому полу. Ничего страшного в такой «прогулке» без обуви нет, считает Комаровский, к тому же это очень полезно для ребенка.


    Природа не предусматривает никакой обуви, а потому биологически и физиологически чадо в ней точно не нуждается. Если пол холодный, а малыш босой - не нужно бояться, что будет происходить повышенная теплоотдача. Ребенок вряд ли заболеет.

    Каждый новый успех малыша – это огромное событие для его родных: вот он уже переворачивается, садится, начинает ползать. Но когда в каких-то моментах ребенок развивается немного не по плану, то его близкие начинают сильно переживать по данному поводу.

    Так, в жизни каждого родителя важным и в тоже время очень волнительным является момент, когда его кроха делает . И поэтому, если малышу больше года, но он не ходит, то данная тема автоматически становится темой номер один чуть ли не ежедневного семейного совета. Почему же ребенок все-таки не спешит осваивать самостоятельное хождение, как ему помочь и стоит ли вмешиваться в этот процесс?

    Во сколько месяцев ребенок должен уже ходить?

    При нормальных условиях и отсутствии каких-либо заболеваний дети, как правило, всегда полностью осваивают ходьбу к восемнадцати месяцам. По мнению врачей, нормой является, если ребенок начал ходить в период с 9 месяцев до полутора лет.

    На то, как рано малыш начнет ходить, влияет несколько факторов, основные из которых:

    1. Предрасположенность на генетическом уровне . Если хотя бы один из родителей начал делать первые шаги достаточно поздно, то малыш с большой долей вероятности пойдет примерно в те же сроки.
    2. Телосложение. Как показывает практика, худенькие малыши несколько раньше начинают ходить, чем их упитанные сверстники.
    3. Пол. Девочки обычно во многом более ранние, чем мальчики, и ходьба не исключение.
    4. Особенности характера. Есть детки-непоседы, которые спешат исследовать окружающий их мир, а есть малыши, которые предпочитают больше созерцать, выжидать более подходящего момента. Они не торопятся осваивать что-то новое, и, в частности, самостоятельную ходьбу.

    Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?

    По мнению специалистов, на то, что ребенок отказывается самостоятельно ходить и не отпускает руку родителя, могут быть причины, как психологического, так и физиологического происхождения.

    К основным психологическим факторам относятся:

    Достаточно редко, но все же встречаются и физиологические факторы, способствующие более позднему появлению самостоятельных шагов малыша:

    1. Проблемы с моторным развитием , мышечная дистония и прочие подобные недуги. Это достаточно серьезный фактор, при наличии которого происходит задержка не только освоения самостоятельной ходьбы ребенком, но и других двигательных навыков.
    2. Мышечный корсет малыша еще недостаточно укреплен . Довольно часто встречается ситуация, когда мышцы ног и позвоночника ребенка к годовалому возрасту еще не успевают подготовиться к сильным нагрузкам, которые неизбежны при ходьбе. Когда малыш на интуитивном уровне почувствует уверенность в своем теле – он пойдет. В этом случае как нельзя кстати известная фраза: «Всему свое время».

    Это основные причины нежелания ходить, которые выделяют специалисты. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой собственный график развития. Так, даже в одной семье дети могут начать ходить в совершенно разное время.

    Что же касается тех деток, которые минуют стадию ползания и сразу начинают ходить, психологи рекомендуют родителям все-таки постараться в игровой форме научить своих малышей ползать. Ведь согласно исследованиям, проведенным специалистами в области нейропсихологии, длительное ползание имеет несколько положительных последствий:

    • у «ползающих» деток более гармонично развиваются полушария мозга;
    • в будущем такие детки добиваются больших успехов в учебе и хорошо осваивают точные науки.

    Кроме того, активное ползание благоприятно влияет на развитие спинных мышц малыша.

    Что не следует делать при отказе ребенка ходить самостоятельно

    Довольно часто родители, сильно переживая из-за отсутствия самостоятельной ходьбы ребенка, и при этом не зная, как и что требуется делать в такой ситуации, допускают много ошибок, которые еще больше отбивают у малыша какое-либо желание ходить.

    А ведь мама и папа – это самые важные люди для малыша, и без их поддержки и помощи ему намного тяжелее осваивать новые навыки.

    Поэтому в ситуации, когда ребенок после года не ходит самостоятельно, родителям не следует допускать следующих ошибок:

    Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно?

    Правило №1. Способствуйте нормальному физическому развитию вашего малыша. То есть утренняя зарядка и активные игры должны быть неотъемлемой частью дневного режима вашего ребенка. Регулярная физическая активность помогает укрепить мышцы, а внимание и забота родителей придают сил и уверенности крохе. Специалисты отмечают, что целебным воздействием на способность ходить обладает массаж, при этом его могут проводить, как профессионалы, так и родители самостоятельно. Интенсивные, но при этом достаточно аккуратные растирания можно объединить с утренней гимнастикой, а в вечернее время можно выполнять легкий расслабляющий массаж.

    Правило №2. Чаще пытайтесь стимулировать ребенка отрываться от опоры . Для этого интересующие малыша вещи (любимая или новая яркая игрушка и т.п.) кладите повыше, а еще лучше в месте, где нет опоры. Тогда крохе придется пытаться самостоятельно, ни на что не опираясь, вставать на ножки.

    Правило №3. Совместные игры с ребенком также способствуют более быстрому усвоению ходьбы. Наиболее продуктивная в этом плане игра: когда малышу нужно сделать буквально один-два шага от папы к маме (от дедушки к бабушке) и обратно. При этом все участники игры улыбаются, целуют и обнимают ребенка, хваля его за успехи. Помните, что положительные эмоции – залог успеха в любом деле, в том числе и в освоении самостоятельной ходьбы.

    Правило №4. Старайтесь «заразить» ребенка своим примером . Показывайте ему дома и на прогулках, как это здорово и весело бегать и ходить.

    Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?

    Что же делать родителям, если их ребенку уже полтора года, а он так и не начал ходить самостоятельно?

    Во-первых, родителям нужно набраться терпения, поскольку впереди предстоит достаточно сложный процесс выяснения истинной причины отказа ребенка передвигаться в вертикальном положении.

    Во-вторых, для определения причины нужно привлечь следующих специалистов:

    • педиатра , который осмотрев малыша и сделав выводы о его общем состоянии, выпишет направления к врачам более узкого направления;
    • хирурга – врача, который профессионально оценит состояние мышечного корсета и суставов малыша;
    • невролога – специалиста, который оценит психомоторное развитие ребенка, тонус мышц, его рефлексы и реакции на определенные раздражители. Если врач отметит какие-то тревожные признаки, то назначит определенную реабилитационную программу.

    Обратите внимание

    Очень важно показать малыша специалисту данного профиля в три месяца, чтобы убедиться, что кроха развивается согласно нормам, соответствующим его возрасту.

    • ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами.

    Как отмечают ортопеды, самыми распространенными проблемами являются:

    • (постоянное напряжение) мышц;
    • мышечная дистония.

    Чтобы вовремя выявить и устранить возможные ортопедические проблемы, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста на протяжении первого года жизни ребенка. Поскольку впоследствии могут возникать проблемы с самостоятельным передвижением малыша.

    Если походы по врачам окончены, и вы имеете на руках заключение о том, что ваш ребенок полностью здоров, но при этом он все равно не хочет ходить, тогда вам следует терпеливо продолжать заниматься с крохой с учетом вышеизложенных правил, и еще немного подождать. Проявляйте мудрость и смекалку, и ваш малыш очень скоро пойдет вам на встречу.

    При этом не забывайте о простых радостях жизни: просто любите кроху, обнимайте, целуйте. Доброжелательный настрой и положительная атмосфера – это лучшая помощь и поддержка для вашего ребенка.

    Последнее обновление статьи: 05.04.2018 г.

    В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребёнка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается. Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.

    Детский психолог

    Существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

    Прочитайте в статье детского психолога, какие самые популярные и распространённые можно использовать на первом году жизни ребёнка.

    Сроки появления навыка

    Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

    В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

    • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
    • рано. Если ребёнок пошёл в , то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
    • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

    Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

    Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

    Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

    Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

    Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

    • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
    • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
    • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
    • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
    • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
    • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
    • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

    Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

    Создание условий для ходьбы

    Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

    • в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
    • босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
    • на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
    • по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
    • с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

    Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

    Учим ребёнка ходить

    Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

    Признаки готовности малыша к хождению: подъём с коленок, способность находиться в вертикальном положении продолжительное время, попытки передвигаться, придерживаясь за мебель или стенки.

    Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

    Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребёнка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

    Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

    Чтобы ребёнок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:

    • выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы;
    • перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела;
    • принятие сидячего положения. Примерно в 4 — 6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
    • ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

    Крепкая мускулатура – залог своевременного хождения. Чтобы детские ноги смогли уверенно придерживать своего маленького хозяина, ребёнка нужно научить сгибать и разгибать коленки, прыгать при помощи взрослых.

    Упражнения для раннего возраста

    Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

    1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6 — 9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
    2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
    3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
    4. Ещё один вопрос: как научить ребёнка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

    Если ребёнок интересуется ходьбой раньше 9 месяцев, не стоит препятствовать. Обычно к новым свершениям готовы малыши, которые уже физически окрепли.

    Ребёнок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

    Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

    • с 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины;
    • как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе;
    • в 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить;
    • если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

    Родителям стоит отслеживать детское настроение. Если ребёнку дискомфортно, он отказывается вставать или ходить, упражнения откладываются на некоторое время.

    Техника безопасности

    Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

    • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
    • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
    • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
    • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
    • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

    Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.

    Более подробно о том, чем опасны и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

    Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

    Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

    1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
    2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
    3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в ? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
    4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.

    Нужно ли учить ребёнка ходить? Неожиданный вопрос, поскольку именно об обучении мы писали выше. Однако следует понимать, что под учением мы понимаем скорее тренировку, если малыш развивается в оптимальном темпе.

    Целенаправленное обучение необходимо лишь в том случае, если ребёнок запаздывает с навыком и доктор назначает специальные упражнения. Помните, что все ребятишки развиваются индивидуально!

    (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

    Многие мамы и бабушки убеждены, что к возрасту одного года ребенок обязательно должен научиться ходить.

    А если этого не происходит, начинают переживать и донимать расспросами педиатра.

    На самом деле не все малыши успевают сделать первые шаги до своего первого дня рождения. И не всегда это является поводом для беспокойства.

    Конечно, у каждого малыша свои способности, интересы и свой темп развития. И ходить он научится тогда, когда будет готов.

    Не нужно беспокоиться, если сын или дочка топчутся на месте, держась за мамину руку, когда их ровесники уже вовсю топают.

    Главное, чтобы физическое развитие ребенка не останавливалось: чтобы научившись , он учился или стоять, затем – ходить с поддержкой, с опорой и т. д.

    Если у ребенка нет проблем со здоровьем, к полутора годам он сделает свои первые шаги, каким бы лентяем или тихоней ни был.

    Первые попытки принять вертикальное положение и сделать пару шагов должны произойти не позже одного года и трех месяцев. Если в этом возрасте ребенок не хочет или не может стоять и ходить, родителям следует обратить на это внимание.

    Почему ребенок не ходит в год?

    Многие малыши откладывают первые шаги в долгий ящик из-за того, что психологически не готовы ходить.

    Возможно, у ребенка уже есть печальный опыт, когда он попытался сделать несколько шагов и упал.

    Страх новых падений может некоторое время преследовать кроху.

    Другие детишки физически не готовы начать ходить в этом возрасте. Возможно, недостаточно окрепли мышцы, поэтому малыш не уверен в своих силах. Полненьким медлительным детям требуется на это больше времени, чем их худеньким шустрым сверстникам.

    А кому-то просто удобно перемещаться ползком, и другие способы передвижения его пока не интересуют. Поэтому малыш не обращает внимания на новые возможности своего организма. Он может становиться на ножки, держась за мебель, может даже топать с поддержкой, но когда ему захочется куда-нибудь переместиться, он выбирает старый проверенный способ. В этом нет ничего страшного, со временем он оценит всю прелесть ходьбы.

    Обращаться к врачу следует только тогда, когда у ребенка в этом возрасте отсутствует любая физическая активность. Если он не умеет ползать, не может устоять на ножках, не пытается сесть. Это говорит о наличии проблем со здоровьем.

    Причин у такой задержки может быть несколько.

    • Гипоксия плода во время беременности, которая влечет за собой поражение клеток головного мозга. Независимо от степени тяжести гипоксия вызывает отставание в развитии ребенка. При постановке подобного диагноза родители должны быть готовы приложить максимум усилий для лечения и развития своего малыша.
    • Недоразвитие опорно-двигательного аппарата из-за неправильного питания или малоподвижного образа жизни малыша.
    • Слабый тонус мышц, вызванный неправильным питанием, нарушением кровообращения. Также гипотонус может быть следствием гипоксии плода.

    Врач-педиатр Евгений Олегович Комаровский утверждает, что ребенок, который может самостоятельно стоять без какой-либо опоры, ходить, держась за руку взрослого, совершенно здоров. В этом случае ни об ортопедических, ни о неврологических проблемах не может быть и речи.

    Как помочь ребенку?

    Однако даже здоровому малышу не помешает помощь взрослых. Главное, чтобы она была правильной и своевременной.

    Для подготовки опорно-двигательного аппарата медики рекомендуют с самого раннего возраста тренировать и укреплять мышцы спины.

    Лучшие упражнения для этого: выкладывание на животик и ползание.

    Большинство малышей предпочитает играть именно лежа на животе. А для того, чтобы расшевелить маленьких лежебок, можно прибегнуть к хитрости. Если на небольшом расстоянии от ребенка положить его любимую игрушку или новый интересный предмет, он обязательно захочет подобраться поближе и сразу отправится в путь. Постепенно расстояние можно увеличивать. А конечной точкой маршрута может быть и кто-то из взрослых.

    Подготовка

    Хорошей подготовкой к обучению ходьбе является специальная и . Какие упражнения подойдут для самых маленьких?

    С первых недель жизни младенец должен проводить на животике 10 минут в день – сразу или в сумме за весь день. Это отличная тренировка для мышц спины и шеи.

    В возрасте двух-четырех месяцев детишки начинают со спины на животик.

    Задача родителей – поощрять эти перевороты с первых попыток. Сначала можно показывать малышу, а затем ставить рядом с ним игрушку, которая будет вызывать у него желание перевернуться.

    Когда ребенок немного подрастет и будет способен , следует показать ему, как это сделать. Для этого нужно, взяв малыша за одну ножку, осторожно перекатить его на животик. Маленькие дети очень быстро запоминают новые движения, и уже через несколько дней начинают радовать родителей первыми самостоятельными переворотами. Это упражнение способствует укреплению мышц рук, ног, спины и шеи.

    В четырехмесячном возрасте ребенок начинает двигаться более активно: переворачивается, ползает, . В этот период он тоже нуждается в помощи взрослых. Насильно . Обкладывать подушками тоже. А вот подать крохе руки и дать ему возможность самому присесть на несколько секунд, держась за них – очень полезное упражнение. Кроме нового умения дети в этом возрасте оттачивают и навык переворотов. Эти движения помогают укрепить мышцы крохи и развить координацию.

    Для малышей шести-десяти месяцев от роду, которые учатся ползать, полезно будет путешествие по комнате. На полу можно расставить игрушки и позволить ребенку «курсировать» между ними. Малыша постарше можно водить по комнате, поддерживая подмышки или за ручки.

    У будущего бегуна должны быть крепкие ноги, поэтому начиная с возраста семи месяцев следует уделять особое внимание их тренировке. Для этого следует поощрять попытки встать на ноги, помогать ребенку прыгать, учить его сгибать ноги в коленях.

    В подготовке к первому шагу будет полезен и специальный массаж.

    • Выложив малыша на спинку, поглаживать, растирать и разминать внутренние поверхности его голени и стопы.
    • Сгибать и разгибать ножку в голеностопном суставе, поддерживая стопу рукой.
    • Дотрагиваться подошвами ног друг о друга, сгибая ноги в голеностопных суставах.
    • Придерживая голень, вращать стопу в голеностопном суставе по часовой стрелке и против нее.

    Каждый элемент следует выполнять 4-6 раз, весь комплекс должен повторяться 2-3 раза в день и занимать 5 минут.

    Благотворно влияет на укрепление стопы ходьба с поддержкой по различным поверхностям, таким, как коврики разной фактуры, деревянный пол, мягкая трава. Также можно насыпать в таз или коробку песка и поставить туда малыша. Чтобы он мог пошлепать ножками по воде, можно застелить дно ванны резиновым ковриком и налить туда немного теплой воды. Кроха с удовольствием прогуляется по такой комнатной луже при помощи взрослых.

    С 10 месяцев ребенок уже может выполнять более сложные упражнения:

    • удерживать карандаш пальчиками ног;
    • вставать на наружные края стоп;
    • вставать на носочки (например, чтобы дотянуться до игрушки).

    Учим ребенка ходить самостоятельно

    Прежде чем начать учить малыша ходить, нужно оценить, готов ли организм ребенка к покорению новой спортивной вершины.

    Ранняя ходьба может стать причиной плоскостопия и повреждения суставов.

    Когда малыш уже уверенно стоит на ногах, кроме путешествий по комнате с поддержкой можно предложить ему игрушку для толкания.

    Коляски для кукол, машинки с высокими удобными ручками и другие «каталочки» и обеспечат малышу поддержку и пробудят интерес к движению.

    Для игр и прогулок следует выбирать интересные места, где ребенку захочется все рассмотреть, до всего дотянуться и дотронуться.

    При выборе первой обуви для будущего пешехода следует руководствоваться некоторыми правилами.

    рекомендуется примерять и покупать во второй половине дня, когда стопа немного больше, чем утром. Во время примерки в новой обуви следует немного постоять, походить, чтобы убедиться, что обновка не жмет. Если после этого на ножках появляются красные пятна, то следует подобрать обувь побольше. Обувь для малышей должна иметь высокую твердую пятку, упругую подошву, супинатор, надежную защелку.

    Есть еще одно золотое правило общения с детьми. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Потому что, как известно, каждый малыш индивидуален и развивается в своем, удобном именно ему, темпе. Сравнивать малыша можно только с самим собой, приводя в пример успехи, достигнутые им в разное время.

    Первые шаги ребенка – это настоящий праздник для всей семьи. И чтобы этот праздник оставил только хорошие воспоминания, не стоит торопить события и стремиться опередить в развитии всех ровесников малыша.