Конспект развлечения масленица в средней группе. Проект «Широкая масленица» средняя группа

Сценарий развлечения «Масленица, к нам приди, Весну приведи!» для детей среднего дошкольного возраста

Чалова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», пгт. Каменск, Республика Бурятия.
Описание: издавна любили на Руси Масленицу - праздник веселый, озорной. В это время прощались с зимой, сжигали чучело Зимы и прославляли Весну. Этот праздник символизировал надежды людей на урожайный и плодородный год, поэтому Масленица всегда была очень сытной. В центре праздника находилась Масленица - фигура, кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, обували на ноги лапти, катали на санях, пели песни. В народе именовалась она как долгожданная и дорогая гостья - "честная, широкая, веселая; боярыня Масленица, госпожа Масленица".

Назначение материала: предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения с детьми среднего дошкольного возраста "Масленица". Данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям.
Цель: повышение познавательного интереса детей к народным праздникам и традициям своего народа.
Задачи:
формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;
прививать детям интерес с народными играми и развлечениями;
воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.
Предварительная работа: беседа, отгадывание загадок, заучивание поговорок, закличек про Масленицу, просмотр презентации «Здравствуй Масленица», проигрывание народных игр «Ручеёк», «Барыня» и др.
Оборудование: мольберты, ватман, фломастеры, стойка с лентами, платочки
Действующие лица: дети, ведущая – Матрешка, домовенок Кузя.
Ход развлечения:
Звучит русская, народная мелодия, дети (в русских костюмах) входят в зал парами, где их встречает Матрешка и играют в народную игру «Ручеек».


Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку Матрешка входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается весна.
(Дети после игры встают полукругом)
Матрешка:


Здравствуйте, здравствуйте,
Веселья вам и радости!
Сегодня мы зимушку провожаем,
Блинами угощаем,
Весну к нам зазываем!
Кто же скажет, как мы этот праздник называем?

Дети: Масленица!


Матрешка: правильно ребята, это Масленица - праздник веселый, озорной. В это время прощаются зимой, сжигают чучело Зимы и прославляют Весну.
Масленицу исстари называют ласковыми именами: широкая, развесёлая, честная, ясочка, касаточка, лакомка.
Матрешка: а еще в старину, зазывали Масленицу и Весну закличками, что бы быстрее тепло пришло.
Давайте и мы так сделаем, заклички прокричим


Заклички:
1.ребенок:
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

2.ребенок:
Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
С крыши капели,
Кулики прилетели!

3.ребёнок:
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

4.ребенок:
«Масленица, Масленица!
В гости к нам пришла,
Масленица, Масленица,
Счастье принесла!
Масленица, Масленица,
Зиму унеси,
Масленица, Масленица,
К нам Весна приди!»

Матрешка: а теперь я хотела бы у вас уточнить. Что на Масленицу пекут?


Правильно, блины! Давайте встанем в хоровод про блиночки споем! (дети и Матрешка водят хоровод)


Песня:«Мы давно блинов не ели»
1.Мы блинов давно не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блиночки,
Золоченые кружочки!
2.Вот мы Масляну встречаем,
Сыр и масло починаем.
Припев:
3.Как мы тесто завели,
Целу гору напекли.
Припев:
4.Мажьте блинцы маслянее,
Чтобы было повкуснее.
Припев:
5.Как от масла в доме ясно,
Здравствуй, Масленица – красна.
Припев:
(дети садятся)
Матрешка: ну, а сейчас, мои маленькие друзья, мы будем вместе с вами играть, блины выпекать! Какая команда больше напечет, та и выигрывает!
Конкурс «Кто больше напечет блинов»
Дети встают в две команды по 5 человек, по сигналу бегут по очереди к мольберту и рисуют маркером блины.
Матрешка: а теперь поиграем в кричалку
Кричалка с движениями «Как на Масленицу»
Дети делятся. Девочки по сигналу правой руки Матрешки кричит: «Блины!» мальчики по сигналу левой руки: «С припеком!» После этих слов выполняются движения, которые оговариваются в кричалке.
Как на масляну неделю
Каждый день с утра мы ели... Что?
Блины! С припеком!
Вокруг себя с подскоком!
В обед чай пивали,
Горстями в рот кидали... Что?
С припеком! Блины!
Поклон для Зимы!
Ну а в ужин, как всегда,
Лучшая для нас еда... Что?
Блины! С припеком!
Встаньте к сцене правым боком!
У тещи бывали
И целый день жевали... Что?
С припеком! Блины!
Поклон для Весны!
Все обиды прощали
И маслом поливали... Что?
Блины! С припеком!
Вокруг себя с подскоком!

Матрешка:
Раз, два, три, четыре, пять, очень хочется плясать.
Я своих подружек матрешек приглашаю.
Будем Масленицу прославлять и весело танцевать.

Танец «Матрешки» танцуют девочки
Звучит музыка, в зал на метле залетает, домовенок Кузя


Кузя: метелочка родненькая, остановись, хватит, налетался уже! (слазит с метлы).
-куда это метла меня занесла. Ой! Ой! Ой! Как много вас! Да все румяные, веселые, нарядные, Здрасьте! Вам всем. А чавой то вы здесь все собрались? А меня то вы узнали? (дети отвечают)
Матрешка: мы Масленицу отмечаем, Весну встречаем. А ты Кузя откуда? И где свою мамулечку Ягулечку потерял?
Кузя: а я от Бабы Яги убежал. Заморозила она меня, никак весну дождаться не могу. Истощал я у неё совсем, не убора, не прибора в ее избушке на курьих ножках нет. Печь не топиться, каша не варится, ой бяда, бяда. А я ведь порядок уважаю, поесть вкусненько обожаю. А как Масленицу отмечать люблю. Можно я у вас в детском саду останусь, буду за порядком следить, буду вашим поварам помогать, кашу варить, блины для ребят печь.
Матрёшка: ну что же мы не против, оставайся, празднуй Масленицу вместе с нами.
Кузя: а вы, наверное, и не знаете как блины то печь, что нужно в тесто добавить, что бы они стали вкусными, сладкими, румяными.
Матрешка: а это мы сейчас у наших ребят узнаем
Словесная игра «Блины»


Кто ингредиенты блинов знают, те быстро мне да - нет, отвечают.
Парное молоко - да!
Капуста кочанная - нет!
Куриное яйцо - да!
Солёный огурец - нет!
Мясной холодец - нет!
Сахар да соль - да!
Белая фасоль - нет!
Мука, да сода – да!
Рыба солёная - нет!
Лавровый лист - нет!
Масло топлёное - да!

Кузя: молодцы ребята, порадовали меня.
Матрешка: а ты Кузя послушай, какие стихи наши ребята про блины знают.
Стихи:
1.ребенок:
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинков себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!

2.ребенок:
Пять яиц, стакан муки
Масло, чашка, две руки.
Сода, соль и молоко –
Миксер крутится легко.
Он крутился и крутился –
Блинчик тонким получился.
С пылу, с жару, да с медком -
Ждем вас в гости вечерком.

3.ребенок:
А у нас блины с картошкой,
а у нас блины с морошкой,
со сметанкой и с вареньем -
это просто объеденье!
Блинчик в ротик отправляем,
сладким чаем запиваем.
Всю неделю мы должны
есть румяные блины!
А ещё нам бабушки
испекут оладушки!

4.ребенок:
Как-то рано поутру
Кузя взял сковороду,
В миске тесто замесил,
Молочка туда подлил.
А потом испёк блины,
И душисты, и вкусны.
Круглые, румяные,
Медовые и пряные,
Сдобные, пригожие,
На солнышко похожие.

Кузя: спасибо ребята, даже про меня стихи знаете. Как мне у вас нравится!
Матрешка:
Масленица к нам пришла,
А мы зиму провожаем,
Весну встречаем.

Хоровод заведём про весну споём.
Песня «Здравствуй, Весна красна»»
Матрешка: будем дальше продолжать, Масленицу прославлять и весело играть. И ты Кузя поиграй с нами.
Музыкальная игра «Барыня» с платочками.
Дети под музыку по кругу передают несколько платочков. После остановки музыки у кого в руках платочки выходят в центр круга и выполняют танцевальные движения по показу Матрешки. Дети, стоящие в кругу хлопают.
Матрешка: на масленицу не только танцуют и поют, но устраивают соревнования, катаются на каруселях и санях.


Кузя: Кто желает на лошадке покататься?
Конкурс «Скачки на лошади»


Матрешка:
По земле шагает славный месяц март.
Мы сегодня открываем солнечную карусель.
Игра «Карусель» (под русскую народную мелодию)

Катерина Аксёнова

Сценарий развлечения «Масленица » в средней группе .

Цель :

Знакомство детей с народным праздником Масленица ;

Воспитание любви к своей Родине;

развитие смекалки , выносливости;

Задачи :

Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;

Обогатить духовный мир;

Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы .

Атрибуты : чучело, солнышко двустороннее (с одной стороны спит, с другой – нет, платки, фартучки, сарафаны для девочек, жилетки и балалайки, санки кукольные с куклой, два ориентира, ширма, кукла-Весна.

Репертуар : «Как на масленой неделе » , «Мы блинов давно не ели» , частушки, стихотворение З. Александровой «Новая столовая» (под аккомпанемент) ; заклички весенние.

Игры : «Ручеек» , «Золотые ворота» , «Птички-невелички» ; игра-эстафета «Прокати на саночках» .

В центре зала чучело масленицы . Дети входят и встают кучкой.

Вед. Все румяные такие,

Как солнышко золотые.

Подскажите, дети, мне

Что за праздник на дворе?

Дети : Масленица !

Вед. Будем петь да плясать-

Масленицу встречать !

Ребенок Здравствуй, Масленица !

Дай нам маслица ,

Мы блинов себе горячих испечем,

Нам морозы и метели нипочем!

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий

Это лучшая еда!

Вед. Крепче за руки беритесь

И по кругу становитесь.

Будем весело плясать-

Масленицу угощать !

Хоровод «Как на масленой неделе испекли мы каравай»

Вед. Я люблю, конечно, всех,

А блиночки – больше всех!

Вед. Каравай испекли? (да)

А блинов-то давно не ели? (давно)

Споем песню веселую

Песня «Мы блинов давно не ели» :

1)Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели

Припев : Ой, блины,блины, блины, ой блиночки мои

2)У меня была сестрица печь блины- то мастерица!

Припев :

3)Напекла она поесть, сотни две, наверно, есть!

Припев :

4)На поднос блины кладёт и сама гостям несет

5)Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы!

Ой, блины мои блины, ой блиночки мои.

Вед. А кто, скажите мне, любит блиночками нас угощать?

Дети : Бабушка!

Вед. Для милой бабушки мы частушки веселые споем!

Частушки (мальчики берут балалайки)

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться :

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

Заиграй-ка, балалайка,

Масленица , не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Вед. А сейчас, честной народ,

Будем вместе развлекаться и на саночках кататься.

Эй, ребятки, взяли санки и помчимся по полянке!

Только сначала надо нам на две команды разделиться

Игра-эстафета : «Прокати на саночках куклу»

Вед. Вот, спасибо, угодили

И на славу прокатили.

Масленица на дворе –

Значит скоро быть весне.

А чтобы теплее стало, надо Солнышко разбудить, посмотрите, спит оно еще.

Вы заклички прокричите,

Солнышко вы разбудите!

Заклички : Солнышко, повернись! Красное разожгись (повернуть солнышко другой стороной – открыло глазки)

Вед. Солнце стало припекать, и снег стал….? (дети – таять) Побежал ручеек по весенним дорожкам.

Игра «Ручеек»

Вед. Убежал ручеек, а на полянку прилетели птички-невелички. А мы с ребятами всю зиму птичек привечали, зернышками угощали. Расскажем об этом.

Стих. «Новая столовая» (хором с аккомпанементом)

Игра «Птички-невелички»

Птички-невелички по небу летали… (летаем)

Птички-невелички пшено собирали… (приседаем, клюем пальчиками)

Птички-невелички на кормушке скакали (прыгаем на носочках)

Птички-невелички там сало клевали… (приседаем, клюем)

Птички-невелички сильно устали… (ладони под щечку)

Птички-невелички в гнездо улетали (посадить на лавочку)

Вед. Надо бы уже Весну позвать, поторопить

Закличка : Приди Весна!

Приди красна!

Весна (кукла из-за ширмы) : Привет весенний вам, друзья! Вас очень рада видеть я.

Из далека я к вам пришла и торопилась, как могла.

Я шла без отдыха, без сна. Зовут меня : Весна – Красна!

Ну, а вы по мне скучали? Без меня не замерзали?

Дети : Скучали!

Весна : Рада я, что Весну вы ждали! Рада я,что по мне вы скучали!

Зима от вас теперь уйдёт, мороз и стужу уведёт.

Теперь я по земле пойду, тепло и радость понесу.

Домой вернутся птицы, весна вновь повторится.

А теперь вы все вставайте, хоровод водить давайте!

Вед. На Весенний лужок, выходи скорей, дружок!

Будем кругом ходить, да весну веселить

Игра «Золотые ворота»

Весна : Спасибо вам, мои друзья!

За радость, за веселье,

За то, что встретили меня в хорошем настроении.

Ведущая приглашает всех за праздничный стол подкрепиться блинами




алена сорокина

Задачи :

Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица » .

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить детей к традиции проведения народного праздника Масленицы .

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Материал и оборудование : «Масленица » - наряженная кукла из соломы. Костюмы для взрослых : русские платки. Костюмы для детей : русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

Музыкальные инструменты : ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

Воспитатель (обращаясь к детям) : Какой народный праздник мы отмечаем целую неделю? Когда пекут блины? Правильно- это Масленица , проводы зимы. В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости. Для детей праздник был связан с катанием на ледяных горках, на настоящих больших санях и на маленьких салазках. Выстраивались настоящие снежные города, поливались водой, с шутками и прибаутками. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились.

Таня З.: Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Все вместе : Дома аромат блинов Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Воспитатель : Давайте вместе весело встретим весну и проводим зиму!

Я предлагаю поиграть в подвижную игру : «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» . (сл. А. Барто)

(Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст :)

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

(По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик)

Воспитатель : Молодцы, детки! Все успели спрятаться от весеннего дождика!

Ребята, с масленицей связано большое количество поговорок, например, «Блин не сноп - на вилы не наколешь» . Может кто-то из вас тоже знает поговорки про Масленицу .

Дети (по очереди) : «Не житье, а Масленица » , «Не все коту Масленица » , «Как на масленой неделе в потолок блины летели» , «Масленицу провожаем , света солнца ожидаем» .

А знаете, на Руси было принято делать из соломы куклы, которые наряжались и разукрашивались. Называлась такая кукла Масленица . С самой большой куклой ходили по деревне ряженые, пели песни и частушки. Вот и наша Масленица ! Посмотрите, она получилась яркой, веселой и красочной. Полненькая и красивая, она будет символизировать достаток в доме. Давайте поставим её в центр круга и будем водить хоровод «Ой, Блины»

Мы для встречи весны

Напечем всем блины.

Сковородка шипит,

От блина пар валит.

Раз – раз, раз – раз –

Вкусный блин готов у нас!

Воспитатель : А теперь поиграем в игру «ЛОВЛЮ ПТИЦ НА ЛЕТУ» .

Мы - птички-невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать.

(Ловушка догоняет птиц. Тот, кого он затронет, выбывает из игры.)

Воспитатель : Что-то Зима не торопится уходить, она приготовила для вас сложные загадки. Они вот в этой корзинке, посмотрите, какая она снежная, ледяная. Давайте-ка зимние-то загадки отгадаем?

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице.

(мороз)

Человечек непростой :

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

(снеговик)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный.

(снег)

Воспитатель : А вот в этой весенней корзинке загадки, которые Весна нам принесла!

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла.

(весна)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках.

(мимоза)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький.

(подснежник)

Воспитатель : А давайте устроим масленичное соревнование , поиграем в снежки. Ну-ка, кто самый меткий? (игра «Попади в цель» ).

Воспитатель : Молодцы! Ух, как все старались попасть в корзину. Да вы все меткие и ловкие! Приглашаю всех покататься на веселой, музыкальной карусели! Становитесь все вокруг нашей Масленицы !

(Проводится подвижная игра «Карусель» .)

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

(карусель медленно движется) .

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали! Побежали!

(темп речи и движений постепенно ускоряются)

Тише, тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те,

(темп постепенно замедляется)

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель : Подходите, не стесняйтесь - блинами угощайтесь (детей угощают блинами)

Воспитатель : Как на Масленице нашей

Всем становится теплей,

Нам с блинами веселей (сжигание чучела Масленицы )

В конце праздника детям раздаются памятные медали в виде солнышка.


Сценарий праздника

" Масленица "

для детского сада

средняя группа

Сценарий праздника "Масленица" для детского сада

Необходимые материалы: 2 шапки, 2 шарфа, 2 валенка, 2 лыжи, 2 цветка, 2 веревки.

Дети заходят в зал и становятся полукругом.

Ребенок 1. Как у наших у ворот

Собирается народ.

Ребенок 2. Здравствуйте, гости,

Милости просим!

Все кланяются.

Ребенок 3. Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем.

Ребенок 4. Ой, ребята, та-ра-ра,

Выходите со двора,

Зиму провожаем –

Масленицу встречаем!

Ребенок 5. Уж ты зимушка зима

Все дороги замела.

Все дороги, все пути

Ни проехать не пройти.

Ребенок 6. Мы по кругу все пойдем

Дружно спляшем и споем.

Становятся в круг и поют

Песня «вот уж зимушка проходит»

Выходит Зима на санях – везет Масленицу (куклу)

ЗИМА. А я Зимушка – Зима,

Я вам Масленицу привезла!

Ребенок 7. Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

Для ребяток удалых.

Танец «шалунишки»

ЗИМА. Что за славный денек?

Собирается народ.

В игры зимние играть,

Да себя потешать.

Ребенок 8. Хватит Зимушка – Зима

Твоя кончается пора.

Ребенок 9. Предупреждаем тебя мы –

Скоро начнется пора Весны.

ЗИМА. Нет Весне не уступлю.

Во что зимой играли дети,

Сейчас я посмотрю.

Вновь принесла ветер, холод, мороз.

Вот вам одежды целый воз,

Кто смелее - оденется быстрее.

Игра-эстафета.

Кто быстрее оденется и передаст шапку, шарф и валенки.

2 команды.

Каждый должен одеть валенки, шарф и шапку. Снять и передать следующему и т.д.

Ребенок 10. Все равно, Зима, уходи!

А весна, поскорей к нам иди.

Ребенок 11. Уходи зима с дороги,

Уноси скорее ноги!

Ребенок 12. Приходи, Весна – Красная,

Принеси нам тепла

Приди, погода ясная

Приди, солнце красное!

Песня «Приди Весна красная».

Входит Весна.

ВЕСНА. Вот и я

Вы меня звали, друзья?!

Я Весна – Красна!

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду в поле и лесу –

Людям радость я несу!

Здравствуй, Масленица, дорогая,

Наша гостьюшка годовая.

ЗИМА. Ох, Весна, ты и хитра,

Очень речь твоя сладка.

Снег и холод все равно не унесу.

И свое место не уступлю!

Ну ка, Весна, давай посоревнуемся.

Игра – эстафета «Ходьба на одной лыже».

2 команды «Весна» и «Зима». За Весной и Зимой становятся дети и скользят по очереди на одной лыже до стула и обратно, передавая другому лыжу.

Ребенок 13. Все ребята удальцы,

В зимних играх молодцы.

ВЕСНА. Только ты, Зимушка не злись

И попусту не заводись!

Видишь, Масленица у двора,

Уходить тебе пора.

А что весной делают дети – не скажем,

Только мы тебе это покажем!

Игра – эстафета «Собери цветок».

На полу разбросаны части от 2-х цветков. 2 команды – каждая собирает свой цветок. Первый ребенок из каждой команды кладет на стол кружок-середину, а остальные по лепестку. Побеждает команда, которая первой соберет цветок.

Ребенок 14. Как весна хороша.

Цветы подснежники принесла!

Ребенок 15. Весна – красна

Разбудила землю ото сна.

Эй веселый муравей,

Своих ножек не жалей!

Игра-эстафета «Трудолюбивый муравей»

2 команды. За веревку поочередно прицепляются все дети друг за другом.

ВЕДУЩАЯ. Молодцы.

ВЕСНА. Будем Масленицу встречать,

Будем петь и танцевать.

Танец «банана мама»

В центре Масленица.

ВЕСНА. А теперь Масленица, прощай

И праздник наш не забывай.

Масленицу увозит Зима.

ВЕДУЩАЯ. На этом наш утренник окончен.

Место работы: ГБОУ «Лицей1561,к №5» г. Москвы

Образовательная область «Познание»

Интеграция с другими областями: «Развитие речи»,
«Художественно- эстетическое», «Музыкальное», «Коммуникация»

Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы

Образовательная задача : Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности

Развивающая задача : Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка, Кострома, зять,тёща, развивать координацию речи с движениями.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа

Предварительная работа: разучивание песни «Мы давно блинов не ели»

И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний

Материал: аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели», колокольчик, платок для завязывания глаз

Ход занятия:

Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу

Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне -красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)

Приходи, весна, приходи, красна!

Давай, солнышко -колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту,тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи), а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.

Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

1.Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник- (встреча)

В этот день делают куклу-чучело Кострому (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних-предавних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все в круге поют:

Дили-динь,дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем.

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как

участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.

2.У меня ещё вопрос…..

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем

Подвижная ига «Гори, гори ясно»

Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку.Игроки берутся за руки поднимают их вверх, образуя «ворота».Последняя пара проходит»Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара.»Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят:

Дин -дон, дин -дон.

Выбегай скорее вон.

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь»

«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающи, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

3.Разгулялись,господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка)

В этот день приходят гости на блины

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печёт блины.

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)

Стала маша гостей собирать(хлопать в ладоши)

И Иван приди(загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей при,

Да и Матвей приди.

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки

Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)

Прощай, Иван (поочереди машемпальчикаи обеих рук, начиная с больших)

Прощай Степан,

Прощай Андрей,

Прощай, Матвей,

Прощай, Митрошечка!

4.Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни

Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»

Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались(зрители улыбаются)

Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Д ети передают в кругу бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен.

Быстро -быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам

Давайте ещё посмотрим на картинку.

Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «кострома».На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).

Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.

5.Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки) Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы

Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины-просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один- называем просто….(блин)

Много испекли их мы-тогда назовём…..(блины)

Испекли для дочек-назовём……(блиночек)

Будет кушать их сынок-назовём тогда…..(блинок)

Огромный, как домище-назовём…..(блинище)

Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины. Блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой,блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои

6.А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это -золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы

В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.

7.День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека

Аппликация «Солнышко»

Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга-«Солнце»

Рефлексия

Воспитатель:

Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами