Конспект нод по социально-личностному развитию в подготовительной группе. Конспект занятия по социализации в подготовительной группе "дорогою добра" Занятие на социализацию в подготовительной группе

Конспект занятия по социально-личностному развитию детей в подготовительной к школе группе «В гостях у Лесовичка».

1. Учить детей знать и называть страну, в которой мы живем, домашний адрес, имена, отчества своих родителей.

2. Развивать у детей самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.

3. Развивать у детей умение договариваться, достигать согласия в общем деле и понимать другого, имея при этом возможность выразить собственное мнение и сделать личный выбор.

4. Воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к близким людям.

5. Воспитывать интерес к собственной личности, а так же умение различать индивидуальные особенности других детей.

6. Воспитывать желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности.

Материал:

1. Волшебная шапочка.

2. Колокольчик.

3. Музыкальное сопровождение.

4. Елочки, пеньки.

5. Семейные фотографии.

6.Разрезные картинки по трем сказкам.

7. Картинки с предметами, а так же предметы к игре «Мамины помощники«(12 штук).

8. Фломастеры.

9. Фотоаппарат.

10. Подарок(игра «Логопедическое лото»).

Ход занятия.

Дети заходят в группу.

Воспитатель: -Дети, а вы бывали в сказочной стране? А давайте прямо сейчас отправимся в одну сказочную страну. Для этого нам надо закрыть глаза и послушать волшебную музыку. А чтобы не потеряться в дороге, пока звучит музыка, глаза не открывайте.

Звучит музыка, появляется Лесовичок. Дети открывают глаза.

Лесовичок: -Ой, привет, ребята-дошколята! Я - Старичок-Лесовичок, хозяин всех лесов и парков. Я живу в лесу и слежу, чтобы вокруг был порядок. А вы кто? И зачем сюда пожаловали? Я гостям рад! Да вот правило у нас в лесу есть: в лес может войти тот, кто расскажет о себе, как зовут, чем любит заниматься, что умеет делать.

Дети по очереди подходят к Лесовичку, садятся на пенёк и рассказывают о себе.

Лесовичок: -Да! У вас красивые мелодичные имена! Хотите услышать, как они звучат? У меня есть волшебная шапочка, она поможет нам.Тот, у кого на голове окажется волшебная шапочка, произнесет свое имя так, как оно ему нравится больше всего. А потом мы все вместе можем пропеть имя.

Лесовичок: -Теперь вы знаете, что имя каждого из вас можно не только произнести, но и пропеть. И у каждого имени есть особая мелодия. А сейчас я приглашаю вас к себе в лес. Выстроимся цепочкой друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Правило такое: двигаться всем вместе. Тот, кто оступится, сойдет с тропы и может потеряться.

Дети двигаются паровозиком за Лесовичком.

Лесовичок: -Вот и пришли мы на мою полянку. Я здесь живу. У меня много друзей, они часто приходят ко мне в гости. Нравится вам здесь? Я вижу, что вы хорошие дети. А родителям любите помогать? Может, и мне поможете? Мне нужно книжку заклеить, носки связать, стул починить. А где же все, что понадобится нам для работы? Всё здесь лежало, куда подевалось, не знаю. Наверное, гномы здесь побывали и все разбросали по лесу. Помогите мне все отыскать. Нам надо разделиться на три команды. В этом нам помогут сказки. Вы любите сказки? А какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей) Молодцы! Вот вам каждому по маленькой карточке. Попробуйте сложить из них з сказки. Вот такие (показывает образцы). Получилось три команды. Нужно встать каждой команде в круг и положить руки друг другу на плечи. А потом договориться и выбрать командира. Командиры подойдут ко мне. Даю задание: вам нужно найти предметы и сложить в коробки. Каждый ребенок должен искать только тот предмет, который изображен на его картинке. А картинки командир должен раздать сам.

Выполняют задание.

Лесовичок: -Предметы отыскали, молодцы! А теперь догадайтесь, что вы с помощью этих предметов будете делать. (Дети клеят книгу, налаживают стул, а носок можно нарисовать на бумаге). Дети, вы, наверное, устали. Давайте поиграем с пальчиками.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(касание одноименных пальцев обеих рук)

(поочередное касание одним пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Дети садятся на стулья.

Лесовичок: -Дети, какие вы все красивые и разные. А может, у нас есть что-то одинаковое. Давайте поиграем в игру «Мы разные». Правило такое: вы должны быть наблюдательными, внимательными и умными. Только тогда у вас все получится. 1. Встаньте все по росту. 2. Распределитесь по цвету волос (темные и светлые). 3. Распределитесь по звучанию вашего имени, чьё имя начинается с гласного звука, а чьё - с согласного. 4. Разобьёмся на две команды - девочки и мальчики.

Какие вы все хорошие и дружные ребята! Вы мне очень понравились! А вам понравилось у меня в лесу? Приходите ко мне в гости еще. А меня вы можете пригласить к себе в гости. Я очень хочу. Меня ещё никто никогда не приглашал к себе в гости. Я хочу посмотреть, как вы живете, познакомиться с вашими родителями, побывать в детском саду. (Дети приглашают). Но как же я вас найду? Вы вот знаете, что я живу в лесу. А где вы живете, я не знаю. В какой стране вы живете? (В России). В каком городе? (В Красноярске). Это большой город? Расскажите о нем. На какой улице вы живете? Молодцы! Все знаете. Послушайте, какое стихотворение я вам расскажу.

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Я видел, вы принесли с собой семейные фотографии Покажите их. Какие они красивые! А вы можете мне рассказать про свою семью? Посмотрите, сколько у нас гостей. Вы хотите и их пригласить к себе в гости? Подойдите к любому из них и пригласите. А также не забудьте назвать свой адрес и рассказать о своей семье.

А теперь давайте все вместе сфотографируемся на память. Сейчас нам пора возвращаться. Возьмитесь за руки, а волшебный колокольчик поможет вам перенестись в детский сад.

А вот вам на память подарок игра «Логопедическое лото»! Играйте и вспоминайте нашу встречу! До свидания.

Звенит колокольчик и дети уходят.

Программное содержание: продолжать формировать у детей навыки общения. Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения со сверстниками (ровесниками), понятия о дружбе, друзьях. Формировать навыки социального поведения. Формировать адекватные формы поведения. Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека. Закреплять знания правил доброжелательного поведения. Развивать групповую сплочённость. Уметь договариваться друг с другом. Способствовать принятию каждого ребёнка в коллектив.

Оборудование: детали дома «Дружба», магнитная доска с магнитами, кубики из строительного материала, мыльные пузыри на каждую команду, мяч, мягкая игрушка зайчик и ёжик, маска лисы, игра «Собери картинку».

Организация: за столами полукругом командами(звеньями).

Ход занятия.

Приветствие.

Цель: способствовать взаимодействию детей в группе.

Давайте поздороваемся как одно большое, доброе животное. Например, слон (возьмёмся за руки и на вдох – шаг вперёд, а на выдохе – шаг назад). Посмотрите, как у нас получается одновременно, вместе, дружно выполнять это задание. Как ровно бьётся сердце нашего большого друга.

Я не просто сказала про друга, потому, что беседа у нас с вами пойдёт сегодня именно о дружбе, о друзьях.

Мы с вами столько лет вместе, мы друзья, у нас с вами есть дом, в который мы с вами приходим каждый день, не считая выходных. А у наших рисованных человечков нет своего дома, где они могли бы собираться вместе. Давайте построим им дом, в котором поселятся все рисованные человечки. А ещё придумаем для этого дома название, раз мы хотим, чтобы там жили друзья, то назовём его….(дом для друзей или дом Дружбы). Но в нашем доме должны жить те, кто понимает, что такое дружба. И в этом мы с вами поможем нашим рисованным человечкам. Расскажем и покажем, что известно нам самим.

Прежде, чем построить этот дом, мы с вами разделимся на звенья, как у цепочки, звено цепляется за звено и без него не может, не будь хоть одного звена – цепочка порвётся. Вот и мы вроде отдельно, но звенья одной цепочки.

Дети делятся на 3 звена.

Если дом построить нужно,

Надо вместе взяться, дружно.

Можем многое свершить,

Если будем мы дружить.

Упражнение «Строители».

Цель: учить детей работать в команде, нести коллективную ответственность.

Команды строят башню из кубиков, делают так, чтобы он не упал.

После того, как звенья построили башню, на доске выложить 1-ю часть строящегося дома.

Каждый из вас уже не первый год знает друг друга, знаете друг про друга многое, знаете все качества своих товарищей, что они могут делать, какой хороший поступок совершили, вообще какой он? Сегодня поговорим про хорошие качества здесь сидящих. По сначала с помощью любой считалки выберите того, про которого будет говорить всё звено.

Упражнение «Похвали меня!».

Цель: учить видеть хорошие качества детей.

Каждое звено по очереди хвалит своего избранного.

После того, как звенья закончат задание, на доску выложить 2-ю часть дома.

Упражнение «Хитроумные задания».

Цель: способствовать развитию логического внимания.

Уметь договариваться друг с другом важный момент в дружеских отношениях. В своих звеньях вы должны обсудить правильные ответы на заданные мной вопросы. Будьте внимательны.

  1. Кто быстрее доплывёт до берега: утята или цыплята?
  2. Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница?
  3. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
  4. Кто громче мычит: петух или корова?
  5. Плавали три воробья, один улетел. Сколько осталось?
  6. Как лучше сорвать арбуз с дерева?

Упражнение «мыльные пузыри».

Цель: способствовать формированию позитивного отношения к себе и другим людям.

Воспитатель: бывает и так, что нас обижают близкие нам люди. Накопившиеся обиды мешают дружить, любить друг друга. Об обидах необходимо рассказывать, их нужно уметь прощать, тогда они проходят, и человеку становится лучше жить. Подумайте, на кого вы сейчас обижены, пусть ваша обида будет прозрачной, лёгкой, пусть летит высоко и лопает, не оставляя следа.

Скажем вместе заветные слова: «Ты обиды не копи, ты обиды расскажи, ты обиды все прости»

Стихотворение «Может быть тебе сосед разорвал штанишки…».

Может быть тебе сосед

Разорвал штанишки,

Поломал твой табурет

И порвал 2 книжки?

Может. Он и сам не рад,

Что так получилось? –

Столько шалостей подряд у него случилось.

Ты заплачешь, закричишь,

Застучишь ногами,

И, конечно, побежишь

Жаловаться маме…

А давай его простим,

Никому не скажем,

даже и не загрустим,

вида не покажем.

Вам же по соседству жить

Значит, надобно дружить.

На доске выложить 3- ю часть домика.

Игра «Собери картинку».

Цель: способствовать развитию зрительного восприятия, взаимодействию детей группы.

Ребята, а, правда, что друзья могут понимать друг друга без слов? Посмотришь на друга, и всё станет ясно без слов.

Надо без слов выполнить следующее задание: собрать картинку своим звеном, без слов. (Идёт выполнение задания).

Подводится итог: хорошие друзья умеют договариваться, уступать, могут понимать друг друга без слов.

На доске выложить 4 – ю часть дома.

Посмотрите, мы построили уже половину дома. Пора размяться и отдохнуть.

Физминутка «Приветствие». Выбрать себе пару и быстро-быстро пожать ему руку, далее ухо к уху, пятка к пятке, левая нога к левой ноге, спина к спине, нос к носу, голова к голове.

Пальчиковая гимнастика «В одном лесу дремучем жила семья могучая…».

Какие опасности могут подстерегать дружеские отношения (обидные слова, драки, грубость, злость, капризы, слёзы по пустякам). Чтобы разочарований в дружбе было меньше, люди придумали пословицы и поговорки про друзей и дружбу. Я начну, а вы закончите.

Игра с мячом в кругу.

Цель: учить детей согласовывать свои действия с группой.

  1. Старый друг ……лучше новых двух.
  1. Не имей 100 рублей ….а имей 100 друзей.
  2. Дружба крепка не лестью,….а правдой и честью.
  3. Дружба как стекло…разобьёшь, не склеишь.
  4. Один в поле…не воин.
  5. Нет друга – ищи,…а нашёл – береги.

Стихотворение – сценка.

Как-то заинька трусишка,

Зайка – серые штанишки,

Повстречал в лесу лисичку,

Очень хитрую сестричку.

Зайка лиску увидал,

Как осинка задрожал.

А лисичка – то хитрит

И зайчишке говорит:

«Что ты заинька дрожишь?

Что ты, серенький молчишь?

Не приветствуешь меня,

Ведь с тобою мы друзья.

Дай тебя я обниму,

Лапку я твою пожму».

Только треснул вдруг сучок.

«Не пожмёшь! И не старайся!

И отсюда убирайся!

Друга съесть тебе не дам!

Лапы прочь! А то поддам!»

Видит зайка из – под ёлки

Выбегает ёж из норки,

Палкой он лисе грозит.

Ну, а та как побежит!

И лишь пятки засверкали.

Только лиску и видали!

В этом стихотворении спряталась поговорка: «Друзья…познаются в беде»

На доске выложить 5-ю часть домика.

Я хочу прочитать вам притчу «Настоящий друг». Притча – не просто текст, не просто рассказ. Каждая притча может что – то дать, научить чему – то, в ней заложена какая – то определённая правда, какой – то определённый урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живём. Притча немного похожа на басню.

Притча « Настоящий друг».

Цель: способствовать развитию мышления у детей.

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

Мама, это что за птицы? — спросил он

Наши друзья, ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, — наши верные друзья.

Удовлетворённым маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

Ай – ай, они украли у нас еду!

Беседа о прочитанном:

— о ком говорится в притче?

— для чего орлица поделилась своей добычей с другими птицами?

— что закричал орлёнок?

— Чему учит эта притча?

На доске выложить 6 – ю часть домика.

Итог занятия.

Вот и построили мы с вами домик дружбы. Мы делали это все вместе, пройдя разные испытания. Наши рисованные человечки нам благодарны.

Они много узнали, а что нового узнали вы? Что было для вас интересно? В свободное время вы нарисуете, кого ещё хотели бы вы видеть в нашем домике под названием «Дружба».

Как наша беседа повлияет на вашу дальнейшую жизнь?

Спасибо за занятие. Мы вместе, звено за звеном собрали нашу цепочку под названием дружба.

Татьяна Парначева
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по социально-нравственному развитию «Мы - будущие ученики»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детски сад №1 комбинированного вида» с. Визинга

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по социально-нравственному развитию .

Образовательная область : Познание (ФЦКМ)

Тема : «Мы – будущие ученики »

Составитель :

Парначева Татьяна Леонидовна

Воспитатель МДОУ «Детский сад №1» с. Визинга

с. Визинга

Группа : подготовительная

Место проведения : МДОУ «Детский сад №1 с. Визинга»

Форма организации : НОД – игра-путешествие

Вид занятия : интегрированное

Цель : Способствовать психологической подготовке детей к школьой жизни.

Задачи : 1. Образовательные : Учить применять знания детей о школьной жизни на практике.

2. Развивающие :

Развивать позитивный интерес к самому процессу обучения .

Развивать коммуникативные умения во взаимодействии со сверстниками и педагогами, произвольности поведения.

Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей .

3. Воспитательная :

Воспитывать уважительное отношение к школе, учителю, друг к другу.

Интеграция образовательных областей :

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Материал : план-карта, конверты с заданиями, магнитная доска, иллюстрации с правилами поведения в школе, карточки-задания по количетву детей, пиктограммы, карандаши, листы бумаги, кроссворд, флажок, дедактическая игра «Хорошо-плохо» , магнитофон, диск с песней «Чему учат в школе» , колокольчик.

Предварительная работа :

Беседы о школьной жизни, о правилах поведения в школе.

Решение проблемных ситуаций.

Проведение цикла занятий о школе .

Экскурсия в школу.

Чтение художественной литературы.

1. Организационная часть.

Звучит звонок, дети парами заходят в группу . Звучит песня «Чему учат в школе»

Воспитатель : Ребята, что необычного вы заметили в начале занятия ? Как вы думаете, о чём мы бдем говорить?

Дети : Звонок, песня о школе, разговор пойдёт о школе.

Воспитатель : Правильно. Наше занятие будет посвящено школе. Мы буем путешествовать вот по этому плану-карте и выполнять задания, которые находятся в конвертах (на каждом конверте приклеены разные геометрические фигуры разного цвета) Все готовы? Тогда скажите, куда мы пойдём сначала? (дети открывают первый конверт с заданием)

Задание №1 «Рассуждалки»

Воспитатель : Что вы знаете о школьной жизни? (дети рассуждают, высказываются) .

Рассказ воспитателя об истории возникновения и развития школы на Руси .

Воспитатель : Молодцы, много знаете о школьной жизни. А теперь пойдём дальше (дети находят по карте дорогу и конверт с заданием)

Задание №2. Игра – «Скажи слова, относящиеся к школе» (по кругу дети передают флажок, у ого флажок, тот отвечает)

Воспитатель : Справились хорошо, отправляемся дальше.

Задание №3. Решение проблемных ситуаций (по иллюстрациям «Правила поведения в школе» )

Например : «Если ты опоздал…»

«Если забыл книжку…»

«На перемене…»

Воспитатель : Вот эти правила нужно соблюдать в школе.

Задание №4. Решение кроссворда с помощью загадок.

Загадки :

Я люблю прямоту,

Я сама прямая,

Сделать новую черту,

Всем я предлагаю (Линейка)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш (Резинка)

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке,

А живут в том доме,

Книжки, ручки и альбомы (Портфель)

Стальной конёк по белому полю бежит

За собой чёрные следы оставляет (Ручка)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу (Дневник)

По чёрному белым пишет то и дело,

Потрут тряпцей – чистая страница (Доска)

Белый камушек растаял,

На доске следу оставил (Мел)

Воспитатель : Все загадки отгадали правильно, значит и кроссворд решили.

Задание №5. Найди школьные принадлежности и обвеи их кружком (задание даётся индивидуально каждму ребёнку) .

Воспитатель : А теперь проверьте у своего соседа правильность выполнения задания и поставьте друг другу оценки.

Задание №6. Игровое упражнение «Хорошо-плохо» (Дети выбирают карточки и откладывают к пиктограммам. Карточки на тему правил поведения школьника)

Воспитатель : Я надеюсь, что все вы будете прележными учениками и вс будете делать наотлично.

Задание №7. Картинка для азбуки (Дети рисуют букву и предмет, котрый на эту букву начинается)

Задание №8. Добрые советы

Воспитатель : Я хочу дать вам добрые советы, которые пригодятся в школе.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

Ответить хочешь – надо встать,

Когда же сесть позволят – сядь.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди сея спокойно!

1. Советуют дети.

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать

Носом парту не клевать.

2. На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай,

Педагога уважай,

И соседу не мешай.

3. Не дерись, не зазанавайся,

В школе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей,

И найди себе друзей.

4. Вот и все наши советы,

Их мудрее, проще нет,

Ты дружок их не забудь,

В страну знаний держишь путь.

Воспитатель : Что хорошего вы ждёте от школы? Какие трудности могут возникнуть в школе? (ответы детей) Ход занятия: I. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – в Страну вредных.

Конспект НОД по социально-нравственному развитию «Какие мы?» Конспект НОД по социально-нравственному развитию на тему: «Какие мы?»Цель:обратить внимание ребёнка на самого себя, учить видеть признаки,.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (ОБЖ) в подготовительной группе

Цель: социализация детей в условиях детского коллектива.

Задачи:

— формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом;

— развивать у детей чувства эмпатии;

— развивать умение соотносить речь с движением в пальчиковой игре и хороводе;

— закреплять умение аккуратно намазывать клей на детали и приклеивать их.

Оборудование: куклы, оборудование для препятствий (канат, обручи и т.п.), круг из картона жёлтого цвета на синем фоне, трафареты ладошек детей, клей, кисточки, тряпочки, картинки с изображением различных ситуаций о дружбе и ссоре, аудиозапись песни «О дружбе».

Ход занятия.

(Дети входят в группу, встают полукругом, на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?

(Ответы детей: они поссорились, отвернулись, поругались.)

Воспитатель: Я поссорился с дружком, мы с ним больше не играем

И друг с другом не болтаем, мы с ним больше не вдвоем.

Каждый со своей обидой целый день один сидит.

Каждый о своей обиде без умолку говорит.

Воспитатель: Ребята, вы хотите наших кукол подружить?(Ответы детей: да, хотим.) А у вас есть друзья в группе? Назовите, кто ваш друг (подружка). Что же такое дружба?

(Ответы детей: когда не ссорятся, играют вместе, держатся за руки, помогают друг другу, делятся игрушками, сладостями и т.п.)

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет». Я буду показывать вам картинки, а вы мне будете «да», если дети на картинке дружат и «нет», если не дружат.

Игра «Да-нет».

Воспитатель: Дружба — это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.

Игра — имитация «Настроение».

Воспитатель: Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).

А теперь нам стало грустно, нахмуримся (дети хмурятся).

— Ребята, когда мы с вами хмуримся, то мы грустим, а когда улыбаемся, нам так хорошо, радостно. Улыбнитесь и нашим куколкам. Может им станет тоже радостно и они захотят помириться?

— А сейчас покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные, и нам не страшны ни какие препятствия. У нас в группе появилась «дорожка дружбы». Надо, держась за руки, помогая друг другу, парами пройти её.

Подвижная игра «Друг без друга нам нельзя».

(Воспитатель ставит несколько препятствий на пути детей и показывает как пройти на примере с одним ребёнком. Дети, повернувшись лицом друг к другу, держат друг друга за ручки и преодолевают препятствия: перешагивают через кубики, прыгают из обруча в обруч и т.д.)

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.

Мы на стульчики пойдем и немного отдохнем. (Дети садятся.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, помирились наши куколки? (Ответы детей: ещё нет.) Тогда покажем им, что у нас в группе дружны не только девочки и мальчики, но дружны и наши пальчики.

Пальчиковая игра «Дружные пальчики».

Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и

Девочки и мальчики. выпрямлять их)

С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев

Маленькие пальчики. обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой

Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)

Воспитатель: Вот и согрелись наши ручки и пальчики, как от солнышка. Тёплого, доброго, приветливого, как дружба. Посмотрите на это солнышко. Какое оно? (Ответы детей: жёлтое, круглое, большое…) А чего не хватает у солнышка? (Ответ детей: лучиков!) Правильно! А где же мы возьмём лучики? Может эти подойдут? (Показывает вырезанные трафареты ладошек детей.) Что это? (Ответы детей: наши ладошки.) Они похожи на лучики солнышка?(Ответ детей: да!) Давайте приклеим наши дружные ладошки к солнышку вместо лучиков.

Аппликация: «Протянем свои ручки навстречу солнышку».

(Коллективная работа по приклеиванию своих ладошек к солнышку. Дети выполняют работу, после оттирают руки салфетками.)

(Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились! Теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод вокруг нашего солнышка и кукол, улыбнемся друг другу и станцуем.

(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)

Воспитатель: Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!

Цель: формирование чувства собственного достоинства, полоролевой социализации.

Задачи:

— продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»;

— учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка;

— способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности;

— развивать речь детей, обогащая словарь новыми словами: достоинство, благородство.

Оборудование: настольно-печатная игра «Хорошо — плохо»; страницы и обложка для книги, иллюстрации к сказкам и рассказам («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек» С. Аксакова); альбом детских рисунков «Наши добрые дела»; иллюстрации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (примерные темы: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.); мяч.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель старшей группы Наталья Юрьевна. Она хочет рассказать своим воспитанникам о достойных поступках. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! К сожалению, Наталья Юрьевна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Наталья Юрьевна видела у нас группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам много рассказывали и читали о достойных поступках, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель. Какое название будет у нашей книги?

Дети высказывают предположения.

Чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. А книгу мы начнем делать прямо сейчас. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля.

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Как поступила Оля?

Дети. Она бросила мусор в лесу.

Воспитатель . Что сделала Лида?

Дети . Лида завернула мусор в газету и положила в сумку.

Воспитатель . Как показали себя девочки?

Дети . Оля поступила плохо, потому что нельзя оставлять мусор в лесу, а Лида поступила правильно.

Воспитатель. Почему в лесу нельзя оставлять мусор?

Дети. В лесу не будет красоты, людям будет неприятно гулять.

Воспитатель. Поступок какой девочки можно назвать достойным?

Дети. Поступок Лиды.

Воспитатель . В чем проявилось достоинство Лиды?

Дети. Лида бережно относится к красоте природы.

Воспитатель . Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее?

Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы радовать собой и своими поступками людей, быть довольным собой, иметь много друзей.

Воспитатель . Все верно! Бывает так, что ты хорошо нарисуешь, поможешь маме, защитишь малыша и будешь доволен собой. Что ты будешь чувствовать при этом?

Дети. Радость.

Воспитатель . Да, тебе радостно и все говорят о тебе хорошо. У тебя появилось самоуважение, ты себя уважаешь, думаешь о себе: «Какой я хороший». А бывает наоборот, что-то не получилось на занятиях, разбил любимую мамину чашку, поссорился с другом и думаешь о себе: «Какой я плохой!» Если ты будешь стремиться делать хорошее, тебя будут уважать окружающие: взрослые, друзья, малыши, у тебя будет самоуважение, т.е. достоинство. Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»?

Дети . Стремиться совершать хорошие поступки, всегда делать только хорошее.

Воспитатель . Все верно! Держаться с достоинством — означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих, самостоятельности. О достойных людях написано много сказок, рассказов, стихов. Вспомните, пожалуйста, героев этих произведений и назовите их.

Дети. Неизвестный герой из «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака, Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Герда из «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, младшая купеческая дочь из сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, картинки с изображением этих героев можно поместить в нашу книгу о достойных поступках?

Дети . Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что можно. Ребята, предлагаю продолжить рассказ о Лиде и Оле и придумать ему другое окончание.

Дети предлагают варианты окончания рассказа «Стыдно перед соловушкой».

Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок? (Выслушивает рассказы детей.)

Продолжим наш разговор о достойных поступках. Предлагаю рассмотреть ваши рисунки о хороших поступках из альбома «Наши добрые дела».

Дети находят рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы, любви к природе, животным и вывешивают их на стенде. Воспитатель предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Примерные темы иллюстраций: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.

Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках, чувствуют? Хорошо это или плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение?

Дети отвечают.

Ребята, какие картинки из тех, что здесь находятся, можно поместить в нашу книгу?

Дети. Картинки, на которых изображены достойные и благородные поступки.

Воспитатель . Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?

Дети . Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.

Воспитатель. О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок читает стихотворение «Защитник» О. Бундура.

О каком достойном поступке мальчика рассказывается в этом стихотворении?

Дети . Этот мальчик всегда защищает малышей.

Воспитатель . Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья. Как вы думаете, можно ли стихотворение «Защитник» поместить на следующую страницу нашей книги?

Дети . Да.

Воспитатель . А в нашей группе есть мальчики, которые ведут себя достойно и благородно?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, за какие мужские поступки ценят и уважают мальчиков.

Игра «Мужские качества»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да-да-да». А если качество не мужское, произнести: «Нет-нет-нет». (Слова: «мужественный», «сильный», «кислый», «колючий», «смелый», «ловкий», «благородный», «стеклянный», «квадратный», «заботливый», «веселый», «любящий», «одаренный», «способный», «талантливый», «решительный», «находчивый», «вдумчивый» и т.п.).

Воспитатель. Я хочу проверить, были ли вы внимательны. Передавайте мяч друг другу и называйте слова, характеризующие мужчин, мужские качества.

Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т. Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик.

«Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком черенке — зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: “Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать”.

Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком?

Дети отвечают.

В чем проявляется достоинство девочек?

Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим. В том, что они следят за чистотой, создают уют.

Воспитатель . Если девочка неряшливо одета, не причесана, злится и кричит, дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство?

Дети. Нет.

Воспитатель . Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это достойная девочка, из нее вырастет прекрасная женщина. А в нашей группе есть девочки, которые ведут себя достойно?

Дети отвечают.

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети выбирают из данных им картинок те, на которых изображены дети, ведущие себя достойно, и рассказывают о них.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно эту игру поместить в нашу книгу?

Дети . Да. Эта игра о достойных поступках мальчиков и девочек.

Воспитатель . Чему она может научить детей старшей группы?

Дети отвечают.

Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Что нужно знать и уметь девочкам, чтобы в будущем стать настоящими женщинами и хорошими мамами?

Дети. Знать колыбельные песни, уметь подметать и мыть пол, стирать, украшать дом.

Воспитатель . Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, вышивать, чтобы все в семье выглядели аккуратно, уметь составлять букеты, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Что нужно знать и уметь мальчикам, чтобы в будущем стать настоящими мужчинами и хорошими папами?

Дети. Нужно быть сильными, умными.

Воспитатель . Мальчикам (будущим папам) нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали. О настоящих, достойных мужчинах и женщинах, мамах и папах написано много книг, песен, стихов. Каждый ребенок мечтает вырасти и сделать так, чтобы у него была хорошая и дружная семья. Что для этого нужно знать и уметь?

Дети. Нужно быть добрыми, смелыми, благородными, достойными.

Воспитатель . Чтобы стать настоящими мужчинами и женщинами, хорошими мамами и папами, достойными людьми, нужно многое знать, многому научиться. Быть добрыми, честными, смелыми, благородными, иметь чувство собственного достоинства, уважать его в других. Предлагаю еще раз рассмотреть страницы нашей книги.

Дети и воспитатель рассматривают оформленные на занятии страницы, беседуют по их содержанию.

Сегодня после дневного сна мы продолжим оформление книги о достойных поступках. Думаю, что она получится интересной, будет нужна, полезна и очень понравится детям старшей группы.