Плетение из полосок ткани своими руками. Техника «плетение» в пэчворке

Хочу сегодня рассказать как из совсем простых и доступных материалов можно сплести текстильные короба или корзинки. У этих плетеных вещей масса преимуществ: они не боятся сминания, прочные, легкие и практичные, можно стирать, можно переплести, изменив размер и форму. Одни положительные стороны. Можно подобрать размер и цвет под интерьер. Кроме того их очень легко плести, а уж применений им найти можно массу!

Что понадобится в работе:

  • утеплитель для окон и дверей (продается в хозяйственных магазинах, в моем случае длиной 10 метров и сечением 1,5 см);
  • кусок ткани.

Ткань подойдет абсолютно любая (только не совсем толстая). Чем длиннее отрез, тем длиннее будут полоски ткани и тем меньше будет узлов в готовой работе. Узлов практически не видно, мне даже не пришлось специально их как-то убирать или маскировать. Ткань можно подобрать разных цветов, чтобы сделать корзинку узорчатую.

Кроме того в работе понадобится игла с крупным ушком (у моей иголки размер ушка почти 1,5 см). Хорошо если вы подберете штопальную иголку с большим ушком и тупым кончиком.
Существует несколько вариантов создания таких корзин: можно каждый слой проклеивать горячим клеем или пришивать швейными нитками. Но если использовать клей, работа будет выглядеть не очень опрятной, идеально спрятать клей между тканью все равно не получится.
Если сшивать слои швейными нитками, опять же шить нужно будет очень аккуратно, чтобы не было видно нитей. Работа эта долгая и кропотливая. Нитки могут в процессе эксплуатации корзины порваться.
Учитывая все эти моменты, я выбрала самый простой, надежный, экономичный и быстрый способ плетения. Каждый слой мы будем переплетать полосками той же ткани.

Ткань разрезаем на полоски шириной 5-6 см и 1,5-2 см. Широкие полоски пойдут на обертывание утеплителя, а узкими утеплитель будем переплетать.

Утеплитель оборачиваем тканью. Самый кончик можно закрепить для надежности клеем.

Обратите внимание, я обернула часть утеплителя и, чтобы ткань не разматывалась, закрепила булавкой. В иголку продеваем узкую полоску ткани. Утеплитель скручиваем улиткой, формируя дно будущей корзины.

Слои утеплителя переплетаем узкой полоской ткани: пропускаем иголку, захватывая два слоя. В работе можно помогать себе булавками, фиксируя ткань.

Когда заканчивается полоска, следующий кусок просто надвязываем. Все узелки после благополучно будут спрятаны.

Вот уже пять слоев дна. Узкой полоской ткани все время сплетаем последний и предпоследний слои. Я разворачивала узкую полоску светлой стороной вверх, чтобы получился узор.

Когда днище будущей корзины или короба готово, переходим к плетению стенок.

Следующий слой укладываем сверху, закрепляем иголками (справа). Переплетаем также тканью.

Я сплела десять витков корзины. Приступаем к формированию ручек. Верх можно оформить по-разному. Можно сплести крышку.

Чтобы ручки получились одинаковыми, я использовала банку от чипсов. Уложила ее на верх корзины, оплела утеплителем.

Утеплитель фиксировала булавками.

Корзина получается очень прочной, в тоже время и легкой. Сам по себе утеплитель материал прочный, а еще и оплетенный тканью, в сто раз прочнее. Да в такой корзине спокойно можно гири носить.

В процессе плетения я прятала узелки под тканью, так что в готовой работе их почти не видно.

Мне показались ручки очень толстыми для такой корзины, поэтому я расплела два последних слоя. Закончила корзину без ручек. Можно оставить и в таком виде: хранить клубки и игрушки, текстиль или перчатки. Да что угодно.

А можно сплести ручку-косичку, превратив в текстильное ведерко. Хочу добавить, что плетется такая корзина очень быстро и легко.

Плетение из полосок ткани возникло как способ утилизации ненужных вещей, их не всегда аккуратно, но максимально экономно резали на полоски, которые и служили заменой пряжи при изготовлении ковриков. У такой экономии была вполне практичная причина: большинство жилищ в те времена не отапливалось и любое покрытие, отделяющее от холодного каменного или земляного пола, позволяло сделать его немного теплее. Большинство работ, дошедших до нас из тех времен, были выполнены на ткацких станках или рамках узором "простая плетенка" или морским, о котором было рассказано . Чуть позднее, когда материала стало больше, появился знаменитый "бабушкин" коврик из сшитых по кругу или овалу косичек, сплетенных из трех полосок ткани, о современном варианте которого можно прочесть .

Современное плетение из полосок принципиально отличается от исторического уже тем, что для работы берется новая ткань, из которой и нарезаются полоски, что раньше было делом немыслимым. До недавнего времени было принято использовать полоски ткани только в качестве утка, то есть ими вели плетение, а для основы предпочитали брать простые хлопковые нити, которые были способны придать прочность таким далеко не легким работам.

Плетение из полосок ткани сильно поменялось внешне и по сути со второй половины двадцатого века, когда дизайнеры и художники перестали считать позорным создавать что-то свое, используя идеи и технику практичных творений простых людей. Именно тогда появились декоративные работы, созданные только из полосок ткани. В повышенной прочности такая работа не нуждалась изначально, так как предполагалась дублировать ее клеевой тканью, чтобы прочно фиксировать узор из полосок.

Простые плетенки из разноцветных лоскутков стали украшать стены помещений, из них шили сумки и обувь, но далеко не всем нравилась неизбежная небрежность краев полосок ткани, которая со временем могла стать еще более "лохматой".

В конце двадцатого века японским мастерам (увы, не знаю их фамилий) пришла в голову идея использовать технику мозаичного плетения при работе с полосками ткани, которые были заранее не просто нарезаны на отрезки нужной ширины, но и сшиты по краю вдоль всей длины лицом к лицу, а затем вывернуты на лицевую сторону и проглажены.

После такой предварительной обработки полосок ткани работа сразу лишалась даже намека на небрежность, что позволяло создавать более сложные узоры, переплетая полоски ткани в трех направлениях. Примечательно, что для своих работ японские мастера редко подбирают одноцветные ткани, предпочитая работать с мелким жаккардовым рисунком.

Такие предпочтения в выборе рисунка делают работы очень похожими на мозаику. Если сравнивать его с другими техниками лоскутного стиля, например, с гораздо более знаменитым пэчворком, то переплетать полоски ткани гораздо проще, чем сшивать сотни лоскутков в единое полотно. Однако, работы, выполненные мозаичным плетением, пока еще большая редкость в мире рукоделия.

Считается, что причиной тому отсутствие схем, ведь далеко не каждый снимок готовой работы даст возможность понять то, как ее создали. Справедливости ради стоит сказать, что наиболее сложные из них признаны авторскими и их копирование, мягко говоря, не приветствуется, но и самые простые варианты мозаичного плетения позволяют создавать работы с выразительным объемным рисунком довольно простыми средствами и без сложных и дорогих инструментов. Наиболее известные из них на рисунках слева.

Нам понадобится 2 куска ткани (любой, с которой удобно работать, для подкладки можно выбрать ткань покрасивее) одинаковой формы и размера, в зависимости от размера и формы будущей косметички (или сумки, или кошелька). Молния. Длина одной из сторон = длине молнии, которую будем вставлять. И понадобятся ленты, нарезанные соответственно сторонам ткани. Ленты лучше нарезать с небольшим запасом - +5 мм. (У меня не хватило коричневых и бежевых лент с люрексом, поэтому я комбинировала их с бежевыми лентами без люрекса).

Работаем с одним куском ткани, второй откладываем. Закрепляем ленты с одного конца по 2-м сторонам ткани-основы, составляющим прямой угол.

Начинаем плести.

Вариант плетения 1 - назовем его "Шахматный". Он самый простой.

Лента из вертикального ряда переплетаются с лентами из горизонтального ряда следующим образом: лента из вертикального ряда проходит один раз НАД, один раз ПОД лентами горизонтального ряда, чередуя по одной.

Следующая, вторая лента из вертикального ряда переплетается с лентами из горизонтального ряда теперь наоборот - сначала ПОД, а потом НАД лентами горизонтального ряда, тоже чередуя по одной.

Следующая, третья лента из вертикального ряда переплетается так же, как первая. Четвертая как вторая. И так, чередуя, плетем, пока все ленты не переплетутся.

В процессе работы нужно уплотнять переплетенные ряды, либо одной рукой придерживая переплетенные ленты, а другой подтягивая непереплетенные, горизонтальные. Либо одной ладонью держа непереплетенные концы лент, а пальцами другой сдвигая переплетенные, уплотняя их.

Концы уже переплетенных лент желательно закреплять, иначе они будут расползаться.

Вот уже половина готова.

И вот уже все ленты переплетены и их концы закреплены по периметру. (Ленты крепятся к ткани-основе только по периметру).

Неровные концы лент отрезаем.

То, что у нас получилось, складываем пополам лентами внутрь. Сшиваем с двух сторон. Лучше руками, чтобы не прошить ленты, идущие параллельно со строчкой.

Мы просто сшили две стороны. Но вообще, на этом этапе с двух сторон можно вставить (вшить) стенки любой формы - круглой, квадратной и т.д. Тогда у нас получится объемная косметичка, сумка, кошелек. (Как я слелала в салфетнице, например). Стороны могут быть тоже из переплетенных лент, а могут быть просто из куска ткани в тон лентам или контрастного цвета.

Выворачиваем.

Берем второй кусок ткани - она будет нам служить подкладкой. Сшиваем с двух сторон, желательно захватывая в шов несколько лишних миллиметров, чтобы подкладка была чуть меньше, чем основа косметички и чтобы внутри не собиралась.

Не выворачивая, вставляем подкладку в основную часть.
На этом этапе между подкладкой и основной частью можно вставить какой-нибудь плотный, но эластичный материал - например, очень плотный полиэтилен - чтобы наша вещь держала форму. Но она и так будет держать форму засчет переплетенных лент - они не дают косметичке быть очень мягкой.

Необработанные края, в которые будет вшиваться молния, загибаем внутрь друг к другу (ленты к подкладке, подкладка к лентам), закрепляем булавками.

Это я попробовала собрать получившееся в мешочек. Так тоже неплохо. Но мы идем дальше.

Вшиваем молнию. Лучше руками, аккуратно, чтобы снаружи нитки были не видны или хотя бы не портили бы общий вид, а внутри смотрелись бы аккуратно.

Края молнии прячем внутри.

И вот, что у нас получилось:

При необходимости подкладку можно пришить к основе в уголках, чтобы не выворачивалась.

Я не очень удачно выбрала форму. Надо было сделать в длину поменьше, в ширину побольше. Ну ничего, это только для примера.
Если пришить длинную ручку или 2 короткие получится сумочка, если сделать в 2 раза короче (поперек), получится симпатичный кошелек, можно украсить бантиками, как я украсила салфетницу, или еще как-нибудь. А на внутреннюю подкладку можно еще пришить маленький кармашек для мобильника или для ключей, если это будет сумка.

Теперь рассмотрим еще 2 варианта плетения.
Вариант 2 - назовем его "Елочка" (пример плетения см. Салфетницу).

Так же, как и в Варианте 1 ("Шахматном"), чередуя прокладываем ленту ПОД и НАД рядами, только захватывая не по 1 ряду, а по 2.

Вторую ленту начинаем плести, на один ряд сдвигается рисунок: 1 НАД, 2 ПОД, 2 НАД, 2 ПОД... и так до конца ряда, чередуя по 2.

Первую ленту прокладываем, чередуя 1 раз НАД рядом, 2 раза ПОД рядом, 1 НАД, 2 ПОД. И так далее - 1-2-1-2-1-2...

Вторую ленту плетем, сдвигая рисунок на 1 ряд (см. Плетение пердыдущей, первой ленты со второго ряда): 2 ПОД, 1 НАД, 2 ПОД, 1 НАД. И так до конца ряда, чередуя "-1-2-1-2-1...

Третью ленту переплетаем, опять сдвигая рисунок на 1 ряд (см. Плетение предыдущей, второй ленты со второго ряда): 1 ПОД, 1 НАД, 2 ПОД, 1 НАД, 2 ПОД, 1 НАД - и так до конца ряда, чередуя 1-2-1-2-1-2...
Каждый раз меняется плетение только в первом ряду, т.к. сдвигается рисунок.
Дальше всегда по схеме.

Четвертая лента повторяет плетение первой: 1 НАД, 2 ПОД, 1 НАД, 2 ПОД - и так до конца ряда. Соответственно, пятая лента повторяет плетение второй, шестая - третьей - и так до конца.

Вообще, можно исользовать ленты одного цвета (тоже очень красиво получается) или наоборот, комбинировать не 2, а больше цветов, составляя узоры.А можно комбинировать узкие ленты с широкими, тоже будет красиво.
Я подумала, что так можно сделать шапочку и украсить одежду - тунику, например (на отдельных полосках ткани переплести ленты, а потом нашить). Ну, это на что фантазии хватит.

Ковриков увлекательное и полезное дело. Плетение вообще, возможно из различных материалов, тем белее плетение ковриков. Оригинальность и неповторимость готового коврика не всегда зависит от материала плетения. Ведь для изготовления коврика можно использовать различные шнуры, верёвки, шпагат, нитки. Самый популярный плетёный коврик – это коврик из разноцветных полосок ткани (возможно даже не новой).

Традиционно, и всем известны тряпичные бабушкины коврики. Вот из таких же, как в бабушкиных ковриках, тряпочных полосок сплетён этот коврик.

Для плетения коврика ткань режем на полоски одинаковой ширины

Плетение начинаем с крепкой нити, делаем кольцо

Оплетаем кольцо из нити полоской ткани. Один конец полоски придерживаем пальцем, а ко второму концу полоски прикалываем английскую булавку. С булавкой удобнее продевать ткань в петлю. Петли образуются на кольце из нити.

На кольце из нити плетём несколько петель (6-8). Теперь нить завязываем, получается первый ряд плетеного коврика.

Второй ряд продолжаем плести на петлях первого. Постепенно прибавляя дополнительные петли (для расширения), чтобы коврик получился ровным. Если полоска ткни заканчивается, нужно её продлить: самое простое привязать следующую полоску.

Коврик удобно плести на столе, то есть на плоскости.